Дизартрия- расстройство произносительной стороны речи обусловленное нарушением мыщц . речевого аппарата и органических поражений центральной нервной системы её периферических отделов. Ведущим дефектом является нарушение фонетической и просодической стороны речи . связанные с нервной системой . Это сопровождается расстройством артикуляции ,голоса. речевого дыхания и интонационной окраски речи , в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Причины дизартрии у взрослых
Число обращений с
Ведущими причинами являются :
- патология беременности ( ДЦП ) -интоксикации ( алкоголизм и наркомания и другие заболевания ) - ухудшения экологической обстановки ( расщелина губы и нёба ) - хромосомные и генетические заболевания ( синдром Дауна )
При обращения в медицинское учреждение больной консультируется у узких специалистов, а также консультация логопеда –афазиолога. Логопед проводит логопедическое обследование и составляет индивидуальную программу.
логопедическая работа при дизартрии
В остром периоде инсульта и черепно-мозговой травмы чаще применяется классификация дизартрических расстройств с учетом локализации очага поражения. Знание патофизиологических механизмов данных расстройств является необходимым условием системного и качественного анализа нарушений глотания, речи и других высших психических функций (ВПФ), постановки диагноза и выведения программы. Диагностика состояния речевых функций.: к сожалению, в остром периоде не всегда бывает возможным провести комплексное логопедическое обследование из-за тяжести состояния или повышенной истощаемости больного. В этом случае логопед применяет обследование для выявления дизартрии. которое позволяет оценить: - строение артикуляционного аппарата, - состояние мышц челюстно-лицевого аппарата, - объем артикуляционных движений, - особенности голосообразования и дыхания, - состояние произносительной стороны речи ( звукопроизношения, темпа, ритма, и просодики ) - уровень состояния устной речи, чтения, письма. У больных с речевыми нарушениями вследствие поражения правого полушария, рекомендуется больше внимания уделять оценке неречевых высших психических функций, таких как ориентация во времени и месте, внимание, краткосрочная память, зрительно-пространственное восприятие, В момент обследования пациент должен быть в ясном сознании с уровнем бодрствования достаточным для выполнения инструкций и с отсутствием выраженных психических расстройств. Логопедическая помощь в остром периоде оказывается в соответствии с приоритетами оказания специализированной помощи населению и показана всем пациентам, у которых отмечается расстройство речи. Восстановление речевых нарушений проводится в комплексе с лечением основного заболевания, послужившим причиной их развития. Логопед - проводит массаж, логопедические занятия, нейропсихологическую коррекцию, консультации, психотерапевтическую помощь. Максимальная эффективность восстановления достигается при раннем начале логопедических занятий .. На начальном этапе восстановительной работы логопед: 1 Логопедический массаж 2 Тренировка навыков физиологического дыхания
Оптимальные условия для постановки дыхания создаются на занятиях Каждое занятия повторяется 5 раз . Вдох должен быть коротким . выдох длительным . Дыхательная гимнастика - вдох – выдох через нос - выдох через нос- выдох через рот - вдох через рот- выдох через нос - вдох через нос. выдох через нос толчками. т.е. кратно временно задерживая дыхание - сдувать с ладони ватку или надувать мыльные пузыри. 3
Упражнение для лицевой мускулатуры
- зажмурить глаза , потом поморгать
- вытянуть губы вперед ( воронкой ) подвигать губами вправо влево ( попеременно ) . -нахмурить лоб. как будто сердитесь . потом расслабить ( попеременно) 4 Артикуляционные упражнения
- растянуть углы рта в улыбку. Оскалить зубы вытянуть губы в трубочку. - положить широкий язык на нижнию губы ( лопаткой ) высунуть узкий язык вперед ( жалом ) . - поднять язык к верхним губам . опустить на нижнию губы. -надуть и втянуть обе щеки -рот открыть .подвигать языком вправо и влево. ( попадая кончиком языка в уголки рта ) . 5 Голосовые упражнения
- дутьё в губную гармошку( в результате преследует удлинение выдоха . увеличивает подвижность парализованной гортани. - Восстановление мелодико- интонационной стороны речи ( пропевание песен . выразительное чтение стихов вслух ). -формирование деятельности отделов дыхания –длительное произнесение гласных ( а о у э и ) . - ао –оа- уа- эа- иа - аоу- оау уао эао- эао- иао
Важно помнить, что на пациенте должна лежать определённая нагрузка по ведению разговора. Таким образом, создается благоприятная, поддерживающая, но стимулирующая речевая среда, которая способствует максимизации не только лечебного, но и восстановительного процесса. Работа логопеда в остром периоде направлена на восстановление нарушенных функций, что позволяет предотвратить развитие необратимых последствий расстройств речи, голоса . | |
| |
Просмотров: 670 | |
Всего комментариев: 0 | |