Дизартрия

Дизартрия- расстройство произносительной стороны речи  обусловленное нарушением    мыщц  . речевого аппарата  и  органических  поражений центральной нервной системы  её периферических  отделов.

   Ведущим дефектом  является нарушение фонетической и просодической  стороны речи . связанные с нервной системой  .  Это сопровождается  расстройством  артикуляции ,голоса. речевого дыхания и интонационной окраски речи , в результате чего речь теряет  свою членораздельность и внятность.

                                Причины дизартрии у взрослых

 

  • Острые нарушения мозгового кровообращения ( инсульт )
  • Нейротравма
  • Нейроинфекционные заболевания
  • Опухоли головного мозга

 

   Число обращений  с 2009 г увеличилось на 58.9%.   Выявляется четкая тенденция  к росту больных  детей  с органическими  поражениями  центральной нервной системы.

                             

                                 Ведущими причинами являются :

 

- патология  беременности   ( ДЦП )

-интоксикации ( алкоголизм и наркомания и другие заболевания )

- ухудшения  экологической обстановки (  расщелина  губы  и нёба )

- хромосомные  и  генетические  заболевания ( синдром Дауна )

 

   При обращения в медицинское учреждение больной   консультируется у узких специалистов,  а также консультация логопеда –афазиолога.

     Логопед проводит логопедическое обследование и составляет индивидуальную программу.

 

логопедическая работа  при дизартрии

 

  В остром периоде инсульта и черепно-мозговой травмы чаще применяется классификация дизартрических расстройств с учетом локализации очага поражения.

Знание патофизиологических механизмов данных расстройств является необходимым условием системного и качественного анализа нарушений глотания, речи и других высших психических функций (ВПФ), постановки  диагноза и выведения  программы.

 Диагностика состояния речевых функций.:  к сожалению, в остром периоде не всегда бывает возможным провести комплексное логопедическое обследование из-за тяжести состояния или повышенной истощаемости больного.

 В этом случае логопед применяет обследование для выявления дизартрии. которое позволяет оценить:

-  строение артикуляционного аппарата,

-  состояние мышц челюстно-лицевого аппарата,

-  объем артикуляционных движений,

-  особенности голосообразования и дыхания,

-  состояние произносительной стороны речи ( звукопроизношения, темпа, ритма,  и просодики )

-  уровень состояния устной речи, чтения, письма.

У больных с речевыми нарушениями вследствие поражения правого полушария, рекомендуется больше внимания уделять оценке неречевых высших психических функций, таких как ориентация во времени и месте, внимание, краткосрочная память, зрительно-пространственное восприятие,

В момент обследования пациент должен быть в ясном сознании с уровнем бодрствования достаточным для выполнения инструкций  и с отсутствием выраженных  психических расстройств.

Логопедическая помощь в остром периоде оказывается в соответствии с приоритетами оказания специализированной помощи населению и показана всем пациентам, у которых  отмечается расстройство речи.

Восстановление речевых нарушений проводится в комплексе с лечением основного    заболевания,    послужившим    причиной    их    развития.    Логопед -  проводит массаж, логопедические занятия, нейропсихологическую коррекцию, консультации, психотерапевтическую помощь. Максимальная эффективность восстановления достигается при раннем начале логопедических занятий ..

На начальном этапе восстановительной работы логопед:

                                                    1

                      Логопедический    массаж

                                                    2

         Тренировка навыков  физиологического дыхания

 

         Оптимальные условия для постановки  дыхания  создаются  на занятиях

Каждое занятия  повторяется  5 раз . Вдох  должен быть коротким . выдох  длительным .

                                     Дыхательная гимнастика

- вдох – выдох через нос

- выдох через нос- выдох через рот

- вдох через рот- выдох  через нос

- вдох через нос. выдох через нос

толчками. т.е. кратно  временно задерживая  дыхание

- сдувать  с ладони  ватку или  надувать  мыльные пузыри.

                                                      3

                       

                      Упражнение для лицевой мускулатуры

 

- зажмурить глаза , потом поморгать

 

- вытянуть губы вперед ( воронкой )  подвигать  губами вправо влево (          попеременно )  .

-нахмурить   лоб. как будто сердитесь . потом расслабить ( попеременно)

                                                      4

                            Артикуляционные упражнения

 

- растянуть углы рта в улыбку. Оскалить зубы вытянуть губы в трубочку.

- положить широкий язык  на  нижнию  губы ( лопаткой ) высунуть  узкий            

язык вперед ( жалом ) .

- поднять язык к верхним губам . опустить на нижнию губы.

-надуть и втянуть обе щеки

-рот открыть .подвигать  языком вправо и влево. ( попадая  кончиком языка в уголки рта ) .                                 5      

                                     Голосовые упражнения

 

- дутьё в губную гармошку( в результате  преследует  удлинение  выдоха . увеличивает подвижность парализованной  гортани.

- Восстановление мелодико- интонационной  стороны речи ( пропевание песен . выразительное чтение  стихов  вслух ).

-формирование деятельности отделов дыхания –длительное произнесение гласных   ( а о у э и )  .

  - ао –оа- уа- эа- иа 

  - аоу-   оау    уао  эао-  эао-   иао

 

    Важно помнить, что на пациенте должна лежать определённая нагрузка по ведению разговора. Таким  образом, создается благоприятная, поддерживающая, но стимулирующая речевая среда, которая способствует максимизации не только лечебного, но и восстановительного процесса.

Работа логопеда в остром периоде направлена на восстановление нарушенных функций, что позволяет предотвратить развитие необратимых последствий расстройств речи, голоса .

Категория: Мои статьи | Добавил: tainacafe (17.04.2019)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar