Как исправить произношение во взрослом возрасте.

Как исправить произношение во взрослом возрасте.

Можно исправить недостатки произношения во взрослом возрасте ?

Сложно , но можно. Научиться произносить правильный звук. Можно достаточно быстро. Сложность состоит в том , что долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившейся автоматический навык.

Из чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых ?

Довольно часто это - результат привычки закрепившейся с детства , как правило. Такую привычку сопровождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции языка , губ , нижней челюсти Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт ) неправильный прикус . укороченная уздечка , высокий небный свод.

Можно ли самостоятельно исправить произношение ?

Лучше всего , конечно заниматься под руководством опытного логопеда . Специалист сможет справится с проблемой быстро и качественно. К логопеду стоит обратиться если у вас :

- нарушены два и более звуков .

- возможны нарушения строения речевого аппарата ( неправильный прикус . короткая уздечка).

-неврологические проблемы

- проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

С чего начать ?

Какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношение и узнают о них со слов других людей. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить , какие звуки у вас нарушены.

Например : можно воспользоваться следующими словами фразами.

Группа свистящих ( нарушаются , как правило . все вместе ) – С .З П.

Коси , коса , пока не высохла роса

В зоопарке Зина видела разных зверей.

В конце деревни цветет акация.

2.Группа шипящих ( могут нарушаться как вместе , так и по отдельности)

У Наташи новая шуба и шапка

У ежа ежата . у ужа ужата

У причала кричали чайки

Волки рыщут ,пищу ищут

3 Звук (Л)

Клава надела на голову белый платок

У Лены болит левое колено

4 Звук (Р )

В порту разгружают пароходы

Марина принесет грецкие орехи

5 Все звуки

Галин черный щенок резвится около дома:

Бабушка сушит на веревке мокрое белье

Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное , работать над звуками по очереди , а не над всеми разом. То есть только после того как исправлен один можно переходить к следующему.

Процесс работы над звуком

Включает в себя четыре обязательных этапа:

- подготовительный

- этап постановки звука

- этап автоматизации

-этап дифференциации

а также один из них дополнительный этап

- введение звука в речь.

О том , почему он дополнительный , речь пойдет ниже.

При прохождении всех этапов, весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему , не освоив предыдущего.

Подготовительный этап

Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, то есть какое положение занимают органы речи и как они двигаются при при произнесении звука. Возможно у вас сразу же не получится правильный звук , необходимо поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков , а также упражнения специальной гимнастики. После того , как речевые органы будут достаточно подготовлены ( упражнения выполняются четко , без ошибок. Можно переходить к постановке звука.

 

Этап постановки звука

Постановка звука осуществляется различными способами, в зависимости от артикуляции конкретного звука.

Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук, считается поставленным. Если вы можете правильно произносить его изолированно т е рычать РРР . шипеть ШШШ и т д.

Автоматизация

Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать т .е. довести произношение его в речи до автоматизма.

Автоматизацию начинают с произношения слогов- прямых( ра . ро . ру ша шо шу и т д).и обратных ( ар ор ур . аш ош уш ) Произносить звуки в медленном темпе . растягивая все звуки . как бы пропевая их- ааа-ррр. ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное привычное для них положение.

После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки . Это наиболее трудная. а потому последняя часть этапа. Автоматизации к ней нужно хорошо подготовится.

Дифференциация

Это различие, разграничение похожих звуков, например Р . Л .Ш На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает- эти звуки смешивал раньше.

Начинаем дифференциацию . так же как автоматизацию звуков в слогах (ра-ла. со – шо ) затем переходим к словам ( рожки- ложки. миска- мишка ) и к фразам . На этом этапе можно использовать скороговорки.

Введение звука в речь

Введение звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов. содержащих слова с нужным звуком. Пересказывание текстов и составление рассказов ( устных сочинений ) . Поскольку звуки вводятся в речь .

Работа над текстом

Возьмите любой текст . Лучше если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей речи. Например можно использовать доклад с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника.

Перескажите, стараясь произносить звуки правильно. Поработайте над ошибками если они были . Выпишите на бумагу слова. Которые были произнесены неверно. Произнесите их вслух стараясь выговаривать правильно. Если вы обнаружите . что занимаясь регулярно ( застряли ) на каком-либо этапе больше месяца. Необходимо продолжить занятия с специалистом.

Желаю успеха !

Категория: Мои статьи | Добавил: tainacafe (10.12.2021)
Просмотров: 377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar