Как исправить произношение во взрослом возрасте. Можно исправить недостатки произношения во взрослом возрасте ? Сложно , но можно. Научиться произносить правильный звук. Можно достаточно быстро. Сложность состоит в том , что долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившейся автоматический навык. Из чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых ? Довольно часто это - результат привычки закрепившейся с детства , как правило. Такую привычку сопровождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции языка , губ , нижней челюсти Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт ) неправильный прикус . укороченная уздечка , высокий небный свод. Можно ли самостоятельно исправить произношение ? Лучше всего , конечно заниматься под руководством опытного логопеда . Специалист сможет справится с проблемой быстро и качественно. К логопеду стоит обратиться если у вас : - нарушены два и более звуков . - возможны нарушения строения речевого аппарата ( неправильный прикус . короткая уздечка). -неврологические проблемы - проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса. С чего начать ? Какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношение и узнают о них со слов других людей. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить , какие звуки у вас нарушены. Например : можно воспользоваться следующими словами фразами. Группа свистящих ( нарушаются , как правило . все вместе ) – С .З П. Коси , коса , пока не высохла роса В зоопарке Зина видела разных зверей. В конце деревни цветет акация. 2.Группа шипящих ( могут нарушаться как вместе , так и по отдельности) У Наташи новая шуба и шапка У ежа ежата . у ужа ужата У причала кричали чайки Волки рыщут ,пищу ищут 3 Звук (Л) Клава надела на голову белый платок У Лены болит левое колено 4 Звук (Р ) В порту разгружают пароходы Марина принесет грецкие орехи 5 Все звуки Галин черный щенок резвится около дома: Бабушка сушит на веревке мокрое белье Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю. Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное , работать над звуками по очереди , а не над всеми разом. То есть только после того как исправлен один можно переходить к следующему. Процесс работы над звуком Включает в себя четыре обязательных этапа: - подготовительный - этап постановки звука - этап автоматизации -этап дифференциации а также один из них дополнительный этап - введение звука в речь. О том , почему он дополнительный , речь пойдет ниже. При прохождении всех этапов, весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему , не освоив предыдущего. Подготовительный этап Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, то есть какое положение занимают органы речи и как они двигаются при при произнесении звука. Возможно у вас сразу же не получится правильный звук , необходимо поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков , а также упражнения специальной гимнастики. После того , как речевые органы будут достаточно подготовлены ( упражнения выполняются четко , без ошибок. Можно переходить к постановке звука.
Этап постановки звука Постановка звука осуществляется различными способами, в зависимости от артикуляции конкретного звука. Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук, считается поставленным. Если вы можете правильно произносить его изолированно т е рычать РРР . шипеть ШШШ и т д. Автоматизация Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать т .е. довести произношение его в речи до автоматизма. Автоматизацию начинают с произношения слогов- прямых( ра . ро . ру ша шо шу и т д).и обратных ( ар ор ур . аш ош уш ) Произносить звуки в медленном темпе . растягивая все звуки . как бы пропевая их- ааа-ррр. ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное привычное для них положение. После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки . Это наиболее трудная. а потому последняя часть этапа. Автоматизации к ней нужно хорошо подготовится. Дифференциация Это различие, разграничение похожих звуков, например Р . Л .Ш На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает- эти звуки смешивал раньше. Начинаем дифференциацию . так же как автоматизацию звуков в слогах (ра-ла. со – шо ) затем переходим к словам ( рожки- ложки. миска- мишка ) и к фразам . На этом этапе можно использовать скороговорки. Введение звука в речь Введение звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов. содержащих слова с нужным звуком. Пересказывание текстов и составление рассказов ( устных сочинений ) . Поскольку звуки вводятся в речь . Работа над текстом Возьмите любой текст . Лучше если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей речи. Например можно использовать доклад с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Перескажите, стараясь произносить звуки правильно. Поработайте над ошибками если они были . Выпишите на бумагу слова. Которые были произнесены неверно. Произнесите их вслух стараясь выговаривать правильно. Если вы обнаружите . что занимаясь регулярно ( застряли ) на каком-либо этапе больше месяца. Необходимо продолжить занятия с специалистом. Желаю успеха ! | |
| |
Просмотров: 377 | |
Всего комментариев: 0 | |