Нарушение его произношения встречается чаще . Предрасполагающими факторами. ведущими к неправильному произношению звука Л могут быть следующие причины ; - укороченная подъязычная связка ограничивающие движения кончика языка вверх . - слабость мышц языка - нарушения фонематического слуха
Отсутствие звуков Л ЛЬ
Речь ребенка пропускающего звук Л будет звучать так : ( Мышка весево жиа на поу в угу спа ) ( Мышка весело жила . на полу в углу спала )
Подготовительный этап
Для правильного произношения звука Л надо выработать - подъем языка вверх - подъем задней части спинки языка вверх . которого можно добиться звуки О У Н. - умение опускать боковые края и выдыхать воздушную струю в щель мышцу боковыми краями языка и коренными зубами . - этому могут помочь помощь спецупражнениями.
Постановка звука
1.) вытянуть губы трубочкой и чуть растянуть их как в улыбе. Попросите ребенка подержать их в таком положении 5 -10 секунд 2. ) открыть рот. Высунуть язык и кончик его тянуть вверх .стараясь чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной ; 3. ) расслабленным языком делать лакательные движения. облизывая при этом верхнию губу 4. ) показываем ребенку .( сделай свой язык похожим на блинчик ) Покажи как ты его прикусываешь его зубами . делай это легко . чтобы не было больно. Когда ребенок освоит эти упражнения приступайте к постановке звука Л при межзубном положении Предложите ребенку произносить звук А в тот момент . когда он опускает язык после прикусывания . Повторить перед зеркалом 5- 6 раз .крепче зажимая зубами и все чаще чередуя эти движения с произнесением звука А. Постепенно темп упражнения убыстряются и вы слышите сначала слоги : АЛ ,АЛ АЛ затем ЛА ЛА ЛА. Обратить внимание ребенку на положение языка ; ( Следи за своим языком. Прикажи ему . чтобы он не убегал от тебя в рот. держи его зубами ) . Таким образом . у него получатся слоги ЛА ЛА ЛА. Ребенку предлагают поднять язык за верхние ресцы и крепко прижимая его к альвеолам произносить слоги ЛЫ ЛЫ ЛЫ.
Автоматизация
Автоматизация звука Л начинается с закрепления его в слогах . При этом используются игровые приемы Например : подрожая игре на балалайке и напевать знакомые мелодии. Ребенок произносит слоги ЛА ЛА ЛА . ЛЫ ЛЫ ЛЫ ЛО ЛО ЛО ЛУ ЛУ Затем переходим к словам фразам к текстам и свободной речи .
АЛ АЛ АЛ – бал .мал пал пенал финал
ОЛ ОЛ ОЛ- зол мол кол пол футбол
УЛ УЛ УЛ – мул стул аул дул обул
Заучивание чистоговорки ;
АЛ АЛ АЛ- пенал на пол упал
УЛ УЛ УЛ –пенал упал на стул . ЫЛ ЫЛ ЫЛ – Павел пенал забыл
. Звук ЛЬ
После автоматизации твердого ЛЬ. Легко ставиться по подрожанию . Показываем перед зеркалом логопед произносит слоги ЛИ ЛИ ЛИ Образец внимания ребенка на то . что губы в улыбке верхние и нижние зубы видим а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами Так добиваемся правильного произношения слога ЛИ переходим к сочетаниям Л С Е Я Е.
Желаю удачи | |
| |
Просмотров: 661 | |
Всего комментариев: 0 | |