Коррекционная работа. Отсутствие в речи звуков Л и Ль

Нарушение  его произношения  встречается чаще . Предрасполагающими

факторами. ведущими  к неправильному произношению  звука Л могут быть следующие причины ;

   -  укороченная подъязычная связка ограничивающие  движения  кончика языка вверх .

   -  слабость мышц  языка

   -  нарушения фонематического слуха

 

                                   Отсутствие  звуков Л ЛЬ 

 

Речь ребенка пропускающего звук Л  будет звучать так : ( Мышка весево

жиа на поу в угу спа )  (  Мышка весело  жила . на полу в углу спала  )

 

                                    Подготовительный этап

 

Для правильного произношения  звука Л  надо выработать

   - подъем языка вверх

   -  подъем задней части спинки  языка вверх . которого можно добиться

звуки О У Н.

    - умение опускать  боковые края  и выдыхать воздушную струю  в щель мышцу  боковыми краями языка и коренными зубами .

     - этому могут помочь  помощь  спецупражнениями.

 

                                         Постановка звука

 

1.)  вытянуть губы  трубочкой  и чуть растянуть  их как в улыбе. Попросите ребенка подержать их в таком положении 5 -10 секунд

2. )  открыть рот. Высунуть язык  и кончик  его тянуть вверх .стараясь чтобы

нижняя челюсть оставалась неподвижной ;

3. ) расслабленным языком делать  лакательные  движения. облизывая  при этом верхнию губу

 4. ) показываем  ребенку .( сделай  свой язык похожим на блинчик ) Покажи как ты его прикусываешь  его зубами . делай это легко . чтобы не было  больно.

    Когда ребенок  освоит эти упражнения приступайте  к постановке  звука Л  при межзубном положении Предложите  ребенку произносить  звук А в тот момент . когда  он опускает  язык  после прикусывания . Повторить перед зеркалом  5- 6 раз .крепче зажимая зубами и все чаще  чередуя эти движения

с произнесением звука А.

  Постепенно темп  упражнения  убыстряются  и вы слышите  сначала слоги :

 АЛ ,АЛ  АЛ  затем  ЛА ЛА  ЛА. Обратить внимание ребенку на положение языка ;

( Следи  за своим  языком. Прикажи ему . чтобы  он не убегал от тебя в  рот. держи его зубами ) .

      Таким образом . у  него получатся слоги  ЛА ЛА  ЛА.

 Ребенку  предлагают   поднять язык за верхние  ресцы и  крепко прижимая его к альвеолам произносить слоги  ЛЫ ЛЫ  ЛЫ.

 

                                    Автоматизация

 

Автоматизация  звука Л  начинается  с закрепления его в слогах . При  этом используются  игровые приемы  Например : подрожая игре на балалайке и напевать знакомые мелодии.

 Ребенок  произносит слоги  ЛА ЛА ЛА . ЛЫ ЛЫ ЛЫ  ЛО ЛО ЛО ЛУ ЛУ  

 Затем  переходим  к словам фразам  к текстам и свободной речи  .

 

АЛ АЛ АЛ – бал .мал пал пенал финал

 

ОЛ ОЛ ОЛ-  зол мол кол пол футбол

 

УЛ УЛ УЛ – мул стул аул дул обул

 

 

Заучивание чистоговорки ;

 

АЛ АЛ  АЛ- пенал на пол упал

 

УЛ УЛ  УЛ –пенал упал на стул

.

ЫЛ ЫЛ  ЫЛ – Павел пенал забыл

 

 

.

                                                Звук ЛЬ

 

  После автоматизации   твердого   ЛЬ. Легко  ставиться по подрожанию  . Показываем  перед зеркалом  логопед произносит  слоги ЛИ ЛИ  ЛИ  

Образец внимания  ребенка на то . что губы в улыбке верхние  и нижние  зубы  видим а кончик  языка стучит  в бугорки  за верхними зубами Так добиваемся правильного произношения  слога  ЛИ переходим  к сочетаниям

Л С Е  Я  Е.

 

 

                                                 Желаю удачи

Категория: Мои статьи | Добавил: tainacafe (07.12.2019)
Просмотров: 594 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar