В нашей поликлинике теперь в Вашей власти использование речевого тренажера!!! «ИНТОН-М» - вспомогательный инструмент которое позволяет работать над всеми структурными компонентами речи.
Сенсорный речевой тренажер «ИНТОН-М» предназначен для индивидуальной восстановлении речевой функции у пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга .
Прибор обеспечивает одновременный контроль фонетических элементов речи по зрительному . слуховому и вибрационно-тактильному каналам восприятия. Пациенты с последствиями органических поражений мозга . имеющие выраженные нарушения двигательных и когнитивных функций . являются одной из самых тяжелых категорий больных.
Тренажер « ИНТОН -М» используется для работы с пациентами . имеющие дисфагии ( нарушения глотания ) дисфонии (нарушения голоса ) , дизартрии ( нарушение просодической стороны речи ) и моторных апраксий в рамках синдрома афазии. Возможности этого аппарата используются как взрослой . так и в детской практике.
Усилие воздействия осуществляется за счет одновременного сочетания зрительных и вибрационно- тактильных стимулов . Значимым является также создание психотерапевтической установки на расслабление . повышение уверенности в себе . положительный результат логопедической работы . и это позволяет пациентам преодолевать психологические барьеры в общении с окружающими
Применение тренажера «ИНТОН_М» во время логопедических занятий дает возможность пациентам сравнивать вызванные .одновременным воздействием речевых явлений на разные сенсорные каналы а при воспроизведении звуков речи ощущать вибрацию и самостоятельно формировать речедвигательные кинестетические образы. Для этого используется вибротактильно -акустическая процедура – которая позволяет передать вибрационно-тактильные ощущения от звуков речи . произносимым пациентом на голосовые связки или на возвратные гортанные нервы пациента через кожные покровы .
При самоконтроле реализуется механизм биологической обратной связи . который выступает. как высокоэффективный инструмент обучения . |
Успех лечения обусловлен сроками. прошедшим с момента заболевания , Чем меньше времени после инсульта . тем больше эффективность реабилитации .
Да. Это нарушение иннервации мыщц артикуляторного аппарата – просодической стороны речи ( дизартрия ): нарушение голоса ( дисфония ) : нарушение артикуляторного праксиса ( артикуляторная диспраксия ). Данные нарушения обязательно требуют медикаментозной логопедической реабилитации. При тяжелых формах дизартрии больной может даже потерять речь . но важным является сохранность понимания речи . а значит . и письма ( если паретична рука . которой пишите . попро-буйте писать другой рукой . понимание письма и его грамотность не меняются после мозговой катастрофы в отличие афазии ).
Для начавших говорить при всех формах афазии очень полезно :
- решение несложных кроссвордов : - составление серий слов из многосложного слова ( всем известная с детства игра . когда из букв образуются слова « вода» «лето» и т. д. - обсуждение кинофильмов . спортивных передач . - артикуляционные упражнения
Да . при некоторых нарушениях речи . особенно афазии требуется постоянная поддержка и профилактическая помощь со стороны специалистов . Поэтому вы можете обратиться за консультацией к специалисту после выписки из больницы .
Лечение афазии и других речевых нарушений . нарушения глотания (дисфагия ) осуществляется в комплексной реабилитации всех специалистов под руководством лечащего врача . непосредственная работа по восстановлению речи осуществляется с поддержкой логопеда (афазиолога) . |
Дисфония-– расстройство голосовой функции, обусловленное патологическим состоянием органов голосообразования, может быть, как изолированным, так и в структуре дизартрии. В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем (афония) . Нарушения голоса крайне разнообразны. Они характеризуются недостаточностью силы ( хриплый, сдавленный, напряженный монотонный) . Проявления дисфонии могут быть также следствием охранительной реакции его тембра (глухой, назализованный ) больного на поражение головного мозга . |
Дизартрия- расстройство произносительной стороны речи обусловленное нарушением мыщц . речевого аппарата и органических поражений центральной нервной системы её периферических отделов. Ведущим дефектом является нарушение фонетической и просодической стороны речи . связанные с нервной системой . Это сопровождается расстройством артикуляции ,голоса. речевого дыхания и интонационной окраски речи , в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Причины дизартрии у взрослых
Число обращений с
Ведущими причинами являются :
- патология беременности ( ДЦП ) -интоксикации ( алкоголизм и наркомания и другие заболевания ) - ухудшения экологической обстановки ( расщелина губы и нёба ) - хромосомные и генетические заболевания ( синдром Дауна )
При обращения в медицинское учреждение больной консультируется у узких специалистов, а также консультация логопеда –афазиолога. Логопед проводит логопедическое обследование и составляет индивидуальную программу.
логопедическая работа при дизартрии
В остром периоде инсульта и черепно-мозговой травмы чаще применяется классификация дизартрических расстройств с учетом локализации очага поражения. Знание патофизиологических механизмов данных расстройств является необходимым условием системного и качественного анализа нарушений глотания, речи и других высших психических функций (ВПФ), постановки диагноза и выведения программы. Диагностика состояния речевых функций.: к сожалению, в остром периоде не всегда бывает возможным провести комплексное логопедическое обследование из-за тяжести состояния или повышенной истощаемости больного. В этом случае логопед применяет обследование для выявления дизартрии. которое позволяет оценить: - строение артикуляционного аппарата, - состояние мышц челюстно-лицевого аппарата, - объем артикуляционных движений, - особенности голосообразования и дыхания, - состояние произносительной стороны речи ( звукопроизношения, темпа, ритма, и просодики ) - уровень состояния устной речи, чтения, письма. У больных с речевыми нарушениями вследствие поражения правого полушария, рекомендуется больше внимания уделять оценке неречевых высших психических функций, таких как ориентация во времени и месте, внимание, краткосрочная память, зрительно-пространственное восприятие, В момент обследования пациент должен быть в ясном сознании с уровнем бодрствования достаточным для выполнения инструкций и с отсутствием выраженных психических расстройств. Логопедическая помощь в остром периоде оказывается в соответствии с приоритетами оказания специализированной помощи населению и показана всем пациентам, у которых отмечается расстройство речи. Восстановление речевых нарушений проводится в комплексе с лечением основного заболевания, послужившим причиной их развития. Логопед - проводит массаж, логопедические занятия, нейропсихологическую коррекцию, консультации, психотерапевтическую помощь. Максимальная эффективность восстановления достигается при раннем начале логопедических занятий .. На начальном этапе восстановительной работы логопед: 1 Логопедический массаж 2 Тренировка навыков физиологического дыхания
Оптимальные условия для постановки дыхания создаются на занятиях Каждое занятия повторяется 5 раз . Вдох должен быть коротким . выдох длительным .
Важно помнить, что на пациенте должна лежать определённая нагрузка по ведению разговора. Таким образом, создается благоприятная, поддерживающая, но стимулирующая речевая среда, которая способствует максимизации не только лечебного, но и восстановительного процесса. Работа логопеда в остром периоде направлена на восстановление нарушенных функций, что позволяет предотвратить развитие необратимых последствий расстройств речи, голоса . |
Вы или ваш близкий , вероятно. в первый раз столкнулись с речевыми нарушениями. Сразу возникают вопросы: какие нарушения речи бывают после инсульта ? Временно это или на всю оставшуюся жизнь ? Смогу ли я дальше общаться или нет ? С какими проблемами мне и моим родственникам придется столкнуться ?
Постараюсь ответить на волнующие Вас вопросы :
1 Что такое афазия ?
Все люди общаются . Говорить- значит не только подбирать нужные слова. но и мыслить. Читать писать жестикулировать. Если в результате поврежденного головного мозга нарушается один или несколько компонентов правильного использования языка . наступает афазия .Афазия означает то . что человек не может выразить свои мыли или проговорить . не просто не хочет общаться.
2. Какие проблемы могут возникнуть в результате речевых нарушений ?
Кроме афазии могут случиться паралич ( парез ) артикуляторных мыщц ; нарушения глотания . ориентировки в пространстве. Осознанных действий и понимания инструкций , концентрации ; снижение речевой инициативы, памяти и внимания . эмоций ; проявление агрессии . Важно знать. Что люди после инсульта могут совершенно иначе реагировать на события . контроль над своими эмоциями может быть затруднительным . Но при этом нельзя относиться к человеку как к ребенку или человеку . лишенному памяти. Симптомы афазии и ее последствия различны для каждого человека. Каждая проблема может случиться в сочетании афазией Но не обязательно должна её сопровождать.
3.Чем характеризуются данные речевые нарушения ?
В зависимости от локализации очага поражения головного мозга одни пациенты могут хорошо понимать обращенную речь . но испытывают проблемы с поиском слов . звуков или построением предложением . Другие . наоборот много говорят . но их речь невозможно понять.
4. От чего зависит восстановление речевой функции ?
Не существует двух людей . одинаково страдающих от афазии : афазия особенно для каждого. Тяжесть и масштаб афазии зависят от места и степени повреждения головного мозга . предшествующих нарушению языковых способностей . мотивация самого больного.. внимательного отношения родных и близких. Раннего комплексного начала восстановления речи . Продолжительность восстановления речи зависит также от темпов общего выздоровления больного. Чем раньше будет начата реабилитация . тем выше вероятность возврата утраченных функций и способностей.
5.С чего надо начинать? Сколько времени необходимо затрачивать на преодоление речевых нарушений ?
При афазии способность выражать свои мысли меняется . Однако вы можете общаться с родным . пытаясь максимально использовать его способности.
Основные усилия должны быть направлены на растормаживание речи . т.е на получение слов и звуков. Растормаживание речевой функции возможно сохранных речевых автоматизмах.( название дней недели месяцев года и куплеты песен и строки стихотворений ). * По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз: тема которых подсказана событиями дня : «сегодня был врач . Я чувствую себя лучше . Сейчас буду обедать. Дайте мне лекарство». * Одновременно с этим ведутся занятия по восстановлению чтения и письма .
6.Какие упражнения можно использовать для восстановления подвижности мимических и артикуляционных мыщц ?
Несомненно этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных афазией . Нередко наблюдаются случаи . когда имеется сочетание различных форм афазии . речевые нарушения у этих больных могут быть более стойкими . чем все вышеописанные. |
Во многих случаях инсульт сопровождается появлением проблем глотания, чем сильнее поражение, тем более выраженными могут быть расстройства. Проблемы с приемом пищи принято называть дисфагией. Из-за повреждения головного мозга жевательные и глотательные мышцы могут быть парализованными или гиперчувствительными или вообще лишаются чувствительности. Есть и пить при этом становится сложно. Для этого необходимо:
режимом . пища должна быть обязательно аппетитной. Отключите телевизор. Подберите вместе с врачом или логопедом правильный пищевой стол ) *. Не оставляйте своего родственника во время приема пищи одного. если у него даже небольшие трудности при глотании. * При полном отсутствии функции глотания ( дисфагия ) и при угрозе жизни рекомендуется зондовое питание . задача родственников – следить за чистотой ротоглотки . за состоянием зонда : * выполняйте четко рекомендации лечащего врача.
Рекомендуемые упражнения при нарушении глотания
Дополнительно провожу логопедический массаж и артикуляционные упражнения. Непосредственная работа по восстановлению глотания осуществляется под руководством лечащего врача с поддержкой логопеда (афазиолога). |